Современные решения
Современные нормы проектирования все чаще предполагают возведение нового здания с подземными многоуровневыми пространствами. Это могут быть паркинги, технические этажи, спорткомплексы с бассейнами, убежища и хранилища. Строительство подобных сооружений сопряжено с рядом трудностей, которые связаны, прежде всего, с устройством специфических железобетонных конструкций в ограниченных пространствах. К тому же часть этих конструкций нуждается в разборке: по мере возведения здания необходимость в них пропадает.
Например, подземный демонтаж контрфорсов – временных железобетонных элементов подземной части здания, которые служат своеобразными подпорками внешней «стены в грунте». Как только сооружение всей подземной части закончено, эти подземные элементы становятся лишними: они достаточно массивны и занимают полезное пространство. Подземный демонтаж этих конструкций крайне трудоемкий и требует непростого инженерного решения.
Если при строительстве заранее было устроено свайное поле, то тела свай будут пронизывать все подземные этажи. В дальнейшем, когда строить будут уже надземную часть, эти свайные конструкции необходимо разобрать. При проходческих работах строители сталкиваются с необходимостью демонтажа упорных стенок, элементов обделки, бетонных лотков и пробок. Во всех этих случаях основная сложность связана с ограниченностью пространства, высокой крепостью бетона и неудобством в уборке строительного мусора.
Техническое оборудование при демантаже
Наиболее распространенный, но не самый эффективный способ подземного демонтажа – разборка железобетона с применением ручного отбойного инструмента. Главные недостатки этого метода – низкая производительность, высокие сопутствующие расходы, вред для здоровья рабочих. Как вариант, можно использовать алмазные пилы, которые достаточно технологичны и эффективны, но дорогие расходники и проблема с уборкой крупных сегментов затрудняют пиление под землей. Добавим сюда и необходимость уборки образующегося цементного «молочка», объемы которого будут значительны.
Стандартная строительная техника, типа мини-экскаваторов или мини-погрузчиков, может также выполнить подземный демонтаж, но в большинстве случаев выхлопы от дизельного двигателя не позволяют работать этим машинам в замкнутом пространстве.
В таких случаях мы рекомендуем своим клиентам применять технику Brokk, которая, благодаря компактным габаритам, уверенно чувствует себя в любых стесненных пространствах, а электрический двигатель позволяет работать машине в надголовных средах без образования опасных газов. Эти машины специально созданы для демонтажа крепких бетонов даже в подземных горных работах. Они уверенно обгоняют по производительности разборки не только мини-технику, но стандартные экскаваторы и экскаваторы-погрузчики. Роботы оснащены гусеницами и вращающейся башней с трехсекционным манипулятором, на который может быть установлено более 14 вариантов навесного оборудования. Таким образом, один дистанционно управляемый робот может заменить сразу несколько строительных механизмов, что особенно ценно в подземных условиях.